Из-за сложностей с ремонтом медоборудования за рубежом в РФ вырос спрос на обучение мединженеров
Уже в текущем году Сеченовский университет (ПМГМУ им. И. М. Сеченова) начнет подготовку медицинских инженеров — потребность в таких кадрах резко выросла несколько месяцев назад, когда российские больницы и клиники столкнулись со сложностями при вывозе медтехники на ремонт за рубеж из-за санкций. Впрочем, хотя отраслевые эксперты признают нехватку специалистов, они сомневаются, что медицинский вуз сможет дать своим новым студентам необходимые для работы знания.
Осенью Сеченовский университет откроет набор на очную программу подготовки мединженеров в рамках специалитета. Как пояснил “Ъ” первый проректор Сеченовского университета Андрей Свистунов, выпускники этой программы смогут «обеспечить стабильность работы оборудования медицинских организаций и заниматься разработкой собственных импортозамещающих и импортоопережающих технологий». «По данным индустриального партнера Сеченовского университета АО «Русатом РДС», потребность в таких специалистах в России очень высока: в ближайшие пять лет отрасли потребуется до 4 тыс. инженеров, в том числе не менее 1 тыс.— только госкорпорации «Росатом»»,— говорит Андрей Свистунов. Открыв эту программу, Сеченовский университет станет первым среди медицинских вузов, где можно получить соответствующий диплом: до последнего времени инженерные кадры выпускали российские технические вузы.
В их числе МГТУ им. Н. Э. Баумана и Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет ЛЭТИ им. В. И. Ульянова (Ленина). Также подготовкой инженеров для нужд медицины и здравоохранения занимаются Санкт-Петербургский госуниверситет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, МИФИ, МАИ, Орловский, Тамбовский, Новосибирский госуниверситеты, добавляет генеральный директор Российской ассоциации предприятий по продаже и ремонту медицинской техники (РАПМЕД) Андрей Полтавцев. Медицинская кибернетика, гибридная профессия на стыке медицины и технических дисциплин, есть в 13 российских университетах, среди них — Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова (лечебный факультет), Институт биологии и биомедицины Нижегородского госуниверситета им. Лобачевского, Челябинский государственный университет (факультет фундаментальной медицины). По мнению гендиректора компании «Медицинские системы и технологии» Константина Зотова, по всей стране выпуском мединженеров и смежных специальностей занимались около 50 кафедр.
Интерес университета к новому образовательному направлению может быть связан с ростом спроса на таких специалистов. Как следует из статистики базы данных вакансий кадрового портала hh.ru, хотя востребованность специалистов, работающих с медтехникой, постепенно нарастала еще с 2018 года, в прошлом году спрос стал взрывным. Так, если в 2016-м работодатели разместили на портале только 631 вакансию для мединженеров, то в 2022 году — уже почти 1,5 тыс. Чаще всего таких специалистов искали, разумеется, в Москве (525 вакансий), Санкт-Петербурге (175 вакансий) и Московской области (89 вакансий). В то же время за прошлый год эти специалисты разместили в базе hh.ru 456 резюме.
«Рынок постоянно испытывал кадровый голод — найти квалифицированного мединженера непросто, особенно в регионах, в большинстве случаев их ищут друг через друга. А высококлассных профи и вовсе наберется не более 100 человек на всю страну по тяжелой технике (МРТ, КТ), не более 50 человек — по аппаратам УЗИ»,— считает Андрей Полтавцев.
«Мединженеры были и остаются штучным товаром в силу специфики, их невозможно готовить массово, особенно разработчиков, которые составляют не более 10%. Остальные востребованы в сервисе и техобслуживании, где сейчас кадровый вопрос стоит особенно остро»,— соглашается гендиректор НТЦ «Медитэкс» Андрей Виленский.
В свою очередь, спрос на мединженеров мог вырасти из-за сложностей при обслуживании медтехники, которую используют российские больницы и клиники. Напомним, основная часть медтехники в РФ сегодня иностранного производства. По оценкам Минпромторга и отраслевых ассоциаций, доля российского медоборудования и медизделий на российском рынке не превышает 25%. Хотя медтехника не попала под санкции западных стран напрямую, ограничения повлияли на отрасль косвенно, сделав закупку новой, а также вывоз на ремонт уже поставленной аппаратуры более сложным делом (подробнее см. “Ъ” от 13 февраля).
Как объясняет Константин Зотов, во-первых, поставки в РФ оборудования из-за рубежа осложнились из-за введения ЕС и США запрета на банковские трансакции из РФ — оплата любой закупки в этом случае требует больше времени и дополнительных документов для банка-получателя. «Во-вторых, многие запчасти, необходимые для работы медтехники, попадают в перечень изделий двойного назначения, импорт которых в РФ также запрещен. ЕС даже разработал отдельный справочник-путеводитель для тех, кто занимается импортом медоборудования в РФ, это несколько сотен страниц с указанием ограничений»,— говорит он. Аналогичные сложности, как ранее писал “Ъ”, возникают и с ремонтом медтехники: ее вывоз за рубеж требует получения отдельного разрешения в РФ, а в стране компании-производителя представителям сервисного центра необходимо доказывать, что детали, которые требуются для ремонта, не будут использованы в РФ для военных целей и, соответственно, не будут помогать стране обходить западные санкции.
«На данный момент на рынке есть две проблемы: поставка уникальных запчастей и поставка реагентов для оборудования. Оставшиеся в РФ инженеры создают небольшие компании, которые занимаются поддержкой и сервисом, но они испытывают сложности с ввозом запчастей»,— подтвердили “Ъ” в пресс-службе компании «Инвитро».
С учетом этой проблемы российское правительство заявило о готовности разрешить ремонт импортной медтехники с помощью неоригинальных запчастей и комплектующих. Однако их производство, тестирование и использование как раз и требует участия мединженеров. «С учетом того что все эти годы, пока РФ закупала для своего здравоохранения новейшее оборудование, доступа к самим технологиям у наших специалистов не было, а все функции мединженеров сводились к тестированию и считыванию стандартных ошибок в работе медоборудования, это будет непросто»,— говорит проректор Сеченовского вуза по клинической работе и дополнительному профобразованию Виктор Фомин. «Даже в совместных проектах по локализации выпуска медоборудования на базе российских предприятий (такие проекты были у General Electric, Siemens, Philips) нас старались ограничить, передавая лишь незначимые вещи, и фактически получалась отверточная сборка»,— констатирует Андрей Полтавцев.
Впрочем, уровень компетенций мединженеров просел не только потому, что иностранные фирмы и близко не подпускали их к технической документации. Причина еще и в изъянах системы образования, не поспевающего за стремительным развитием медицины.
По мнению Константина Зотова, ситуация с дефицитом инженерных кадров для медицинской отрасли, готовых заниматься не просто сервисным обслуживанием, а решать сложные задачи, создавать новое, связана не столько с последними событиями, сколько с научно-техническим прогрессом в медицине и отставанием учебных программ в вузах и техникумах от реалий в клиниках. «Производители чаще выводят на рынок принципиально новое оборудование, чем происходит смена учебных программ. Мединженеры в России не получают обязательного для отрасли медицинского базиса в вузе на высоком уровне: биоорганическая химия, физиология, медицинская физика, анатомия не преподаются»,— говорит эксперт. В IMEDA согласны: самая большая проблема — отсутствие практического опыта взаимодействия студентов с современной качественной медтехникой, отсутствующей в технических вузах.
Нынешние программы обучения не способствуют подготовке медицинских инженеров, потому что из них исключена часть инженерных дисциплин, считает директор Ассоциации юридических и физических лиц в сфере обращения медизделий МЕДЭКСП Евгения Шивова. «В результате студентам даются инженерное дело и биомедицина, но и то, и другое в усеченном виде, и компетенций в технической части недостаточно»,— дополняет член правления РАПМЕД Игорь Архипов.
Когда-то в стране были сильные инженеры—разработчики УЗИ- и рентгеновской аппаратуры. Теперь придется все возрождать, благо традиции инженерной школы в России по-прежнему сильны. Правда, сегодня уже нет такого количества производителей, НИИ и КБ, где могли бы работать сотни разработчиков. Значит, и новые рабочие места надо создавать. «Весь российский рынок — это около 2,5 тыс. компаний—производителей медтехники и медизделий, из них 700–800 — крупные и активные игроки, все остальное — мелкий и средний бизнес. Но даже далеко не у всех крупных компаний есть собственный штат разработчиков»,— говорит гендиректор НТЦ «Медитэкс» Андрей Виленский.
Насколько новая образовательная программа Сеченовского университета сможет заполнить этот пробел, пока не ясно. «Как подготовка врачей невозможна в отрыве от клиники, так и подготовка отраслевых инженеров невозможна без практики на действующих медицинских объектах. Но инженер — это прежде всего тот специалист, который получил фундаментальные знания в инженерных и общетехнических дисциплинах, это традиции и свои научные школы. Не говорю, что невозможно, но все же преподавание таких предметов, как сопротивление материалов, теория машин и механизмов, высшая математика, электроника, требует большой учебной базы, квалифицированных преподавателей и научной школы»,— говорит Константин Зотов.
Один из способов налаживания сотрудничества вузов и работодателей — создание профильных центров компетенций.
Еще осенью 2022 года Минздрав дал поручение Росздравнадзору создать на базе Всероссийского научно-исследовательского и испытательного института медтехники центр медицинской компетенции, в числе его задач — формирование высокопрофессиональных инженерных кадров. Как стало известно “Ъ”, в начале текущего года группа экспертов из преподавателей, ученых и производителей медтехники Санкт-Петербурга представила на форуме «Новамед» проект создания центра компетенций «Техническое обслуживание медицинских изделий» для Северо-Западного федерального округа на базе профильного института ЛЭТИ. Есть технические и медицинские вузы, готовые участвовать в проекте, имеющие большой опыт в организации профориентации школьников и студентов колледжей, профессионального и дополнительного образования в сфере обращения медоборудования и медизделий. Впрочем, ответ на свое предложение эксперты пока не получили.
Автор: Наталья Тимашова
Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ
Источник: https://www.kommersant.ru