В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.С 1 августа изменят особенности расчета НМЦК при госзакупке одноразовых медизделий из пластика
Документ: Постановление Правительства РФ от 08.07.2022 N 1220
Подробнее
2.Правительство сможет вводить специальные меры в сфере закупок для обеспечения нужд армии
Документ: Федеральный закон от 14.07.2022 N 272-ФЗ
Подробнее
3.Для некоторых госзакупок у едпоставщика ввели антимонопольный мораторий
Документ: Федеральный закон от 14.07.2022 N 286-ФЗ
Подробнее
https://gkgz.ru/dlya-nekotoryh-goszakupok-u-edpostavshhika-vveli-antimonopolnyj-moratorij/
4.С 1 января 2023 г. устанавливаются особенности описания отдельных видов товаров, являющихся объектом закупки для обеспечения госнужд, при закупках которых предъявляются экологические требования
Документ: Постановление Правительства РФ от 08.07.2022 N 1224
Подробнее
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.Минпромторг предлагает оптимизировать в сторону увеличения порядок формирования цены по ГОЗ
Документ: О внесении изменений в порядок определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа утвержденный приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 8 февраля 2019 г. № 334 ID проекта 01/02/07-22/00129475
Подробнее
2.Заказчики по Закону N 223-ФЗ смогут реализовывать программы развития поставщиков – субъектов МСП
Документ: Проект федерального закона N 9703-8
3.Вправе ли бюджетное учреждение воспользоваться Постановлением N 680 при изменении условий контракта?
Документ: Письмо Минфина России от 12 июля 2022 N 24-01-07/66840
Подробности
4.Еще раз о казначейском сопровождении: Закон № 146-ФЗ имеет обратную силу
В последние месяцы мы неоднократно рассказывали об особенностях казначейского сопровождения. Сегодня же мы хотим обратить внимание “всех причастных” на разъяснение Минфина России и Федерального казначейства, касающееся применения Федерального закона от 28 мая 2022 г. № 146-ФЗ “О внесении изменений в статью 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 9 и 10 Федерального закона “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году” (Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 8 июля 2022 г. №№ 09-02-09/66304, 07-04-05/04-16919).
Подробнее
https://gkgz.ru/eshhe-raz-o-kaznachejskom-soprovozhdenii-zakon-146-fz-imeet-obratnuyu-silu/
5.Минздрав РФ выпустил письмо с разъяснениями относительно упразднения пункта о порядке определения начальной максимальной цены контракта (НМЦК) на медизделия из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень «Третий лишний».
Документ: Письмо Минздрава России от 05.07.2022 N 25-3/3067277-7784
Подробнее
https://gkgz.ru/pismo-minzdrava-rossii-ot-05-07-2022-n-25-3-3067277-7784/
6.Минфин ответил на вопросы о казначейском сопровождении госконтрактов
Ведомство указало, что казначейское сопровождение контракта, если источником для его оплаты являются средства из федерального бюджета, осуществляется на основании ч.3 ст. 5 Закона № 390-ФЗ в отношении всех расчетов (т.е. включая выплату аванса).
Если такой контракт попадает под условия банковского сопровождения, то оно не осуществляется и в отношении него осуществляется казначейское сопровождение.
Документ: Письмо Минфина России от 27.06.2022 №09-02-10/61712
Подробнее
https://gkgz.ru/minfin-otvetil-na-voprosy-o-kaznachejskom-soprovozhdenii-goskontraktov/
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.Опыт участника не учли из-за неверного формата документов — УФАС нашло нарушение Закона N 223-ФЗ
Документ: Решение Пермского УФАС России от 16.06.2022 по делу N 059/07/3-492/2022
Смотрим
2.Ошибки при приемке в госзакупках: примеры из практики за 2020 – 2022 годы
Подробнее
https://gkgz.ru/oshibki-pri-priemke-v-goszakupkah-primery-iz-praktiki-za-2020-2022-gody/
3.ВС РФ подтвердил: командировка директора не повод, чтобы не подписывать госконтракт в срок
Документ: Определение ВС РФ от 30.06.2022 N 305-ЭС22-9441
Подробнее
4.УФАС: контракт без акта приемки не подтверждает опыт в госзакупке с доптребованиями
Документ: Решение Красноярского УФАС России от 17.06.2022 N 024/06/105-1538/2022
5.ФАС: Устанавливать критерии оценки необходимо так, чтобы конкурс не превращался в аукцион
Документ: Решение АС Москвы от 07.07.2022 по делу № А40-81956/22-147-611
Подробнее
6.ВС РФ: недофинансирование не освобождает от неустойки за просрочку оплаты по госконтракту
Документ: Определение ВС РФ от 01.07.2022 N 307-ЭС22-12560
Подробнее
7.Требование к опыту слишком детализировали — ВС РФ согласился, что заказчик нарушил Закон N 223-ФЗ
Документ: Определение ВС РФ от 01.07.2022 N 307-ЭС22-10770
Подробнее
8.Верховный Суд об убытках и расторжении контракта
Подрядчик заключил контракт на выполнение строительных работ, представив заказчику банковскую гарантию. Впоследствии заказчик отказался от исполнения контракта в одностороннем порядке, но обществу удалось в суде доказать, что отказ заказчика незаконный: заказчик не представил подрядчику исходные документы для выполнения работ.
Документ: Определение ВС РФ от 09.06.2022 N 307-ЭС22-3600 по делу N А56-39195/2020
Подробнее
https://gkgz.ru/verhovnyj-sud-ob-ubytkah-i-rastorzhenii-kontrakta/
9.Госзаказчик незаконно отказался от контракта — ВС РФ обязал возместить подрядчику убытки
Документ: Определение ВС РФ от 07.07.2022 N 307-ЭС22-3600
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.Хотим приобрести 1000 подарочных сертификатов с фиксированной ценой в 10 000 руб. Каким образом провести эту закупку? Ведь снижение цены в данном случае не предусмотрено, т. к. цена одного сертификата фиксированная и снижению не подлежит.
ОТВЕТ
Такая закупка должна осуществляться на общих основаниях, как и закупка любых других товаров. Никаких исключений для этого случая не предусмотрено.
Более того, ничто не мешает участнику закупки продать сертификаты дешевле номинала.
Подробнее
https://gkgz.ru/vopros-o-zakupke-zakazchikom-podarochnyh-sertifikatov-s-fiksirovannoj-tsenoj/
2.Является ли обязательным электронное актирование при осуществлении закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
С 1 января 2022 года установлена обязанность “электронной” приемки исполненного по контрактам, заключенным по результатам проведения электронных процедур. В остальных случаях применение электронного актирования является правом заказчика.
Обоснование вывода: