На реализацию федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями на 2018–2024 годы» государство выделяет 969 млрд рублей. Часть этих денег – не менее 120,6 млрд рублей до 2024 года – предназначена на аппаратное оснащение профильных медучреждений. Всего за пять лет распорядители бюджетов онкологической госпрограммы намерены технически перевооружить 160 региональных и 45 федеральных профильных медорганизаций, а уже до конца 2020 года – организовать 18 референс-центров и 420 центров амбулаторной онкологической помощи. Смогут ли беспрецедентные капиталовложения в инфраструктуру онкослужбы изменить эпидемиологическую ситуацию и чего стоит опасаться организаторам здравоохранения, реализующим мероприятия федерального проекта на местах?

Избегайте компаний-однодневок

Чем сложнее и точнее оборудование, тем замысловатее его монтаж и сервис. На качество работы влияет каждая мелочь – состояние каньона, системы вентиляции и охлаждения, электроснабжения и многие другие факторы. Опыт реализации первой онкопрограммы 2010–2014 годов показал, что оборудование простаивает в коробках именно из-за неготовности каньонов. Процесс подготовки проекта и реконструкции каньона занимает около полугода, стоимость работ составляет от 8 млн до 10 млн рублей. Если коммуникации, которые должны обеспечивать работу каньона, находятся в плачевном состоянии, то сумма может возрасти до 20 млн рублей. Не менее важно, чтобы после установки оборудование работало постоянно и исправно.

В сметах, сопровождающих планы модернизации индустрии здравоохранения, очень редко можно увидеть такую позицию, как «эксплуатационные расходы». Например, средний срок работы линейных ускорителей – 10 лет. В тендеры на поставку оборудования входит один год гарантии, в течение которого производитель оказывает полный сервис оборудования с заменой запчастей. Как медучреждение в дальнейшем будет обеспечивать его обслуживание – большой вопрос. Стоимость ежегодного сервиса составляет 10–12% от начальной стоимости оборудования, поэтому на второй год работы начинается простой техники из-за отсутствия у региона денег на сервисное обслуживание.

Спрос рождает предложение, и на региональных рынках появляются фирмы-однодневки, предлагающие дешевое техобслуживание, результатом которого становится превращение в груду металлолома оборудования стоимостью 200–300 млн рублей.

Думайте о пациенте

Какими категориями оперируют чиновники при распределении бюджетов на закупку высокотехнологичного оборудования? Регион собирает аппаратный парк с учетом анализа статистики заболеваемости, стадийности, смертности – эти соображения лежат в основе принятия решения. Но во многих регионах средств на модернизацию техники и обновление инфрастуктуры не хватило. Врачи были вынуждены выбирать медтехнику, руководствуясь не потребностями региона, а принципом «на что денег хватит».

Практически во всех регионах сегодня образовались большие очереди на лучевое лечение, повергающие в отчаяние пациента, счет у которого зачастую идет на дни. Лучевая диагностика для подтверждения диагноза и мониторинга лечебного процесса, как и лучевая терапия, доступна далеко не всем субъектам – пациенты вынуждены выезжать из своего региона в соседние для получения высокотехнологичного лечения.

Онкоцентр должен быть оснащен как минимум двумя одинаковыми аппаратами, чтобы не прерывать терапию пациента в случае поломки одного из устройств. Пропускная способность современных высокотехнологичных линейных ускорителей составляет порядка 90 пациентов в день, поскольку вся процедура занимает всего лишь 7–10 минут. Но при сбое в работе переместить пациента на аппарат другого типа невозможно – изменение плана лучевого лечения занимает у медицинского физика и радиотерапевта до трех часов рабочего времени. Умножаем 90 пациентов на три часа и получаем катастрофу – сорванный план лечения.

Большой проблемой остается некомпетентный персонал, который нужно начинать обучать задолго до закупки дорогостоящего оборудования. Планирование облучения некомпетентным специалистом может привести к ухудшению состояния пациента и даже к его смерти, статистика которой официально не отслеживается.

Выбирайте поставщика по результатам его работы

В сегменте сервисных услуг есть положительный опыт частно-государственного партнерства, когда добросовестные поставщики идут навстречу регионам – помогают подготовить помещения, осуществляют сервисное сопровождение, обучают и подбирают персонал. Такая модель сотрудничества позволяет минимизировать простои техники, сохраняя, таким образом, доступность качественной медпомощи для населения. В регионах появляются новейшие модели оборудования: Пермский край, например, первым в России приобрел снабженную ускорителем Halcyon установку для лучевой терапии, при этом закупка предусматривала весь комплекс необходимых мероприятий – от подготовки каньона до сервисного обслуживания и повышения квалификации медицинских кадров.

Управленцы, ответственные за реализацию федеральной онкопрограммы и распоряжающиеся средствами на местах, должны оперировать четкими критериями, чтобы их приобретения оказались осмысленными и полезными. Вопрос «что покупать» проясняется с помощью анализа специфики заболеваемости в регионе, готовности помещений и медперсонала, изучения технических и интеллектуальных решений, доступных на рынке на момент формирования заявки. Вопрос «как покупать» решается через изучение истории взаимодействия поставщиков с онкоцентрами: сколько аппаратов поставщик реализовал, сколько из них качественно и в срок установил, какова история поломок и оперативность их устранения, готов ли поставщик заниматься сервисным обслуживанием на протяжении всего срока эксплуатации оборудования, проводит ли он образовательные программы. Приобретая линейные ускорители, следует узнать, какое оборудование из числа купленных по программе модернизации простаивает по причине поломок и отсутствия надлежащего сервиса.

Не пора ли изменить саму систему реализации онкопрограммы в регионах? Опыт частно-государственного партнерства демонстрирует отличные результаты проведения профильных мероприятий, отработаны механизмы лечения через систему ОМС и квоты ВМП. В России есть организации, создавшие успешно работающую федеральную сеть частных клиник. Возможно, высокотехнологичная часть процесса также должна управляться теми, кому под силу решить весь комплекс вопросов.
Подробнее: https://vademec.ru/news/2020/02/20/v-regiony-prikhodit-novaya-meditsinskaya-tekhnika-vozmozhnosti-i-riski/