Диагностические приборы – самая востребованная у потребителей подгруппа медицинских изделий, приобретаемых в аптеках. В категорию «Диагностические приборы и средства» включены 36 различных типов товаров. В январе-сентябре 2018 года лидерами рейтинга в денежном выражении стали тест-полоски для глюкометра (42,9%), тонометры (32,0%) и тесты на беременность (11,4%). В натуральном эквиваленте наблюдается несколько другое распределение групп-лидеров: на первом месте тесты на беременность (52,4%), на втором – термометры (16,8%), замыкают тройку лидеров тест-полоски для глюкометра (16,6%).
За первые 9 месяцев 2018 года аптеки реализовали товаров из группы «Диагностические приборы и средства» на сумму 16,3 млрд рублей, что превышает аналогичный показатель 2017 года на 3,1%. Объём продаж в натуральном выражении сократился на 2,8%, в результате чего за январь-сентябрь 2018 года было продано только 40,3 млн упаковок диагностических приборов, в то время как в 2017 году к сентябрю совокупный объём продаж составлял 41,5 млн упаковок.
ТОП-10 типов диагностических приборов и средств, 9М 2018
Тип средства |
Доля, руб. |
Прирост 9М 2018 / 9М 2017 |
Тип средства |
Доля, упак. |
Прирост 9М 2018 / 9М 2017 |
|
Тест-полоски для глюкометра |
42,9% |
+14,4% |
Тест на беременность |
52,4% |
-10,3% |
|
Тонометр |
32,0% |
+0,8% |
Термометр |
16,8% |
-2,2% |
|
Тест на беременность |
11,4% |
-16,0% |
Тест-полоски для глюкометра |
16,6% |
+14,0% |
|
Термометр |
5,8% |
-9,6% |
Тонометр |
6,9% |
+10,5% |
|
Глюкометр |
4,2% |
+7,8% |
Глюкометр |
2,0% |
+25,2% |
|
Тест на овуляцию |
1,2% |
-22,8% |
Ланцеты |
1,5% |
+15,6% |
|
Ланцеты |
0,7% |
+13,5% |
Тест для определения наркотиков |
1,4% |
+8,2% |
|
Тест для определения наркотиков |
0,7% |
+3,8% |
Тест на овуляцию |
1,2% |
-12,9% |
|
Тест-полоски |
0,3% |
+19,6% |
Тест-полоски |
0,3% |
+108,4% |
|
Тест-полоски для глюкозы |
0,2% |
+68,3% |
Тест-полоски для глюкозы |
0,2% |
+68,7% |
В январе-сентябре 2018 года относительно аналогичного периода 2017 года 7 наиболее популярных типов диагностических приборов и средств из 10 продемонстрировали увеличение объёмов продаж в натуральном выражении. Максимальный прирост был отмечен у брендов, входящих в группу «Тест-полоски» (+108,4%), наибольший темп снижения продемонстрировали тесты на овуляцию (-12,9%). В стоимостном эквиваленте похожая ситуация: только 3 типа приборов из ТОП-10 снизили свой объём продаж: тесты на овуляцию (-22,8%), тесты на беременность (-16,0%), термометры (-9,6%). Тест-полоски для глюкозы продемонстрировали самый высокий рост — на 68,3% — к цифрам 2017 года; тест-полоски «выросли» на 19,6%, тест-полоски для глюкометра — на 14,4%.
Глюкометры и тест-полоски для глюкометра в аптеках
Совокупно глюкометры и тест-полоски для глюкометра — наиболее популярный тип приборов, реализуемых в аптеках. За первые 9 месяцев 2018 года они заняли 47,1% от объёма продаж диагностических приборов и средств. Основными игроками на данном рынке являются F. Hoffmann-La Roche и Johnson&Johnson, которые занимают 81,5% рынка (40,9% и 40,6% соответственно). Значительно отстают от лидеров в данном сегменте компании «Элта» (9,9%) и Bayer (7,6%).
Тонометры в аптеках
За первые 9 месяцев 2018 года на российском аптечном рынке можно было найти более 230 различных видов тонометров, которые производят 28 компаний. Наиболее популярным на отечественном рынке является «Тонометр M2 Basic цифровой АС №1» компании Omron Healthcare (17,0%). Лидером рынка в 2018 году стала компания A&D с долей 44,8%. Производитель Omron Healthcare занял 34,5% от объёма реализации тонометров в аптеках. В натуральном выражении также лидирует компания A&D – 44,3%, тогда как Omron занимает 28,3% российского рынка.
Тесты на беременность в аптеках
Из 45 брендов, продаваемых в январе-сентябре 2018 года в российских аптеках, наиболее популярным у потребителей стал бренд Evitest компании Helm Pharmaceuticals (32,3% от стоимостного объёма). На втором месте с долей рынка 27,1% расположился продукт американской компании Procter & Gamble — бренд Clear Blue. Frautest замыкает тройку лидеров с долей 14,0%.