
За шесть лет существования в проект было вложено порядка $1,5 млн. По ключевым проектам компания вышла на точку безубыточности и генерирует прибыль. Основатель бизнеса — Виталий Ермоленко рассказал Forbes.kz о том, как информационные технологии изменяют современные медицину и здравоохранение, и почему он решил развивать аналогичный проект в России.
Автоматизация бизнеса: начало
Виталий Ермоленко запустил бизнес по автоматизации работы кафе и ресторанов в конце 90-х. Выпускник шымкентского лицея, увлеченный физикой и программированием, он не раз участвовал в республиканских олимпиадах и легко поступил в Алматинский энергетический институт. Однако учебу пришлось оставить.
— Время было тяжелое. Пришлось выбирать: либо ты учишься, либо тебе нечего есть, — так вспоминает он свое недолгое студенческое прошлое. Программист устроился на работу в кафе, а спустя какое-то время написал систему по автоматизации ресторанного бизнеса. Первый клиент, кофейня «Белый кит», работает на его программном обеспечении вот уже двадцать лет.
В 2000-х наступил бум активных продаж. Компания «Инсайд», которую создал Виталий Ермоленко, успешно реализовала более 3 тыс. проектов по автоматизации и консалтингу, став лидером рынка в этом направлении. Компания развивалась, пока не доросла до выхода на более интересный, с точки зрения ведения бизнеса, медицинский рынок. Стали поступать заказы на софт для Республиканского центра по борьбе со СПИДом, для Центра медицины катастроф, для частных клиник, связанных с автоматизацией.
— Мы увидели, что это интересное направление, — говорит собеседник, — и с 2011 приняли решение, что будем смещать акценты в сторону медицины. С 2012 началась разработка полностью облачной казахстанской платформы MedElement.
Как зарабатывать в электронном здравоохранении
Сейчас MedElement — это коллектив из 35 человек, своя команда разработчиков и call-центр. С 2013 платформа является официальным партнером Минздрава РК, предоставляя доступ к сервису клинических протоколов. В стране долгое время не было единого централизованного источника, из которого можно почерпнуть информацию о стандартах лечения. Проблему решили благодаря мобильному приложению Dariger, за которое разработчиков уже не первый год благодарят и опытные врачи и студенты-медицинских вузов. Также платформа предоставляет доступ к сервису казахстанского национального формуляра лекарственных средств. Это — база данных препаратов, которые имеют доказанную клиническую эффективность.

Основным источником монетизации, по словам бизнесмена, сейчас является медицинская информационная система, базирующаяся на платформе MedElement. К системе подключено 80 казахстанских клиник в 9 городах Казахстана. Сервис позволяет медицинским учреждениям онлайн управлять расписанием врачей и финансами, вести приемы пациентов, получать развернутую отчетность и многое другое. Разработан электронный кабинет пациента, система поиска врачей и клиник, записи на прием.
Кроме того, проект зарабатывает за счет рекламы и комиссии за направляемых в клиники пациентов.
— У нас есть определенные рекламные вставки или блоки, которые призывают: запишись к врачу в такой-то клинике. Мы собираем форму обратной связи о пациенте, контакт-центр обрабатывает заявку, и клиника сама связывается с пациентом. Целевая аудитория очень четкая — лучшего трафика такой чистоты не найдешь нигде, — рассказывает Виталий Ермоленко о проекте.
В 2018 MedElement запустил новое направление – медицинский туризм. Ведется заключение договоров о сотрудничестве с ведущими клиниками Южной Кореи, Германии, Израиля.
В прошлом году компания решилась на беспрецедентный шаг – создать «Цифровую карту медицины Казахстана». Мобильная группа MedElement объехала все города Казахстана с населением свыше 50 тыс. человек. Контент-отдел обзвонил больницы и медпункты во всех селах и аулах по областям РК.
— Наши сотрудники улица за улицей с GPS-трекерами объехали все крупные населенные пункты. Мы собрали абсолютно всю информацию по медцентрам, аптекам, стоматологиям, кабинетам частной практики, оптикам, лабораториям. Узнали оснащение: где есть УЗИ, МРТ, КТ, какие специалисты принимают. За счет большого количества уникальной информации у нас хорошо растет трафик. Пациенты находят информацию не только о клиниках в Алматы или Астане, но и в мелких населенных пунктах, таких, как Шу, Риддер, Рудный, — рассказывает бизнесмен.
В «облаках» нет границ
В этом году MedElement открывает офис в России. Недавно систему автоматизации, разработанную MedElement, купила клиника в Санкт-Петербурге. От российских больниц идут постоянные запросы, говорит Ермоленко. Платформенных решений, предлагающих сервис в области медицины, почти нет в Казахстане и очень мало в России. Выходу на российский рынок способствовала и девальвация. Цены на услуги казахстанских разработчиков сейчас ниже.
— Казахстан и Россия близко интегрированы. А поскольку мы полностью в облаках, у нас по сути, нет границ. Тот же сервис записи к врачу на прием можно сделать мультиязычным. Мы готовы двигаться дальше, реализовывать и масштабировать бизнес не только в России, но и на пространстве СНГ, и даже двигаться дальше, — объясняет Виталий Ермоленко.
По словам Виталия, важным компонентом электронной медицины в будущем станет технология блокчейн. Именно поэтому компания MedElement вошла в состав учредителей Казахстанской ассоциации блокчейна и криптовалют. Идею о создании электронной системы взаимодействия врача и пациента в масштабах страны, с электронными медкартами, он считает реалистичной. Правда, такие технологии дорого стоят и на их реализацию нужно время. Даже Швеция, одна из наиболее продвинутых в информационном плане стран Европы, уже лет двадцать внедряет интегрированную систему в области здравоохранения. И этот процесс еще трудно назвать законченным.
Сейчас в планах компании создание узкоспециализированной системы помощи в принятии клинических решений для врачей. В идеале, система MedElement при вводе симптоматики и лабораторных показателей, будет делать подсказки, опираясь на базу нормативных документов. Врачи смогут видеть все диагнозы с похожими симптомами, что облегчит диагностику. Обещают, что бета-версия заработает во второй половине 2018. Такого точно еще никто не делал, ни в Казахстане, ни в России.
источник: https://forbes.kz