Discussion of the Federal state educational standard draft on the specialty «Laboratory Diagnostics». 

Уважаемые коллеги!
Предлагаем вам для обсуждения проект федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности «Лабораторная диагностика», относящейся к области образования «Здравоохранение и медицинские науки», разработанный в соответствии с проектом макета, предложенным Министерством образования и науки Российской Федерации.
Вместе с тем, обращаем ваше внимание, что проект ФГОС СПО разработан без учета профессионального стандарта, так как он находится на этапе утверждения.
Последнюю версию профессионального стандарта по специальности «Лабораторная диагностика» можно скачать по ссылке.
Проект ФГОС по специальности «Лабораторная диагностика» можно скачать по ссылке.
Ждем от вас обоснованных предложений и замечаний в представленный проект ФГОС СПО в адрес Председателя комитета медицинских лабораторных техников и медицинских технологов: pushkindoc@mail.ru

Приём замечаний и предложений осуществляется до 12 марта 2018 года.

источник: fedlab.ru

УТВЕРЖДЕН

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от «____»__________2017 г. №____

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 31.02.03 ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА

Проект

I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию (далее – СПО) по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика (далее – специальность).

1.2. Получение СПО по специальности допускается только в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования (далее вместе – образовательная организация).

1.3. При разработке программы подготовки специалистов среднего звена (далее – образовательная программа) образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов, перечень которых представлен в приложении №1 к настоящему ФГОС СПО.

1.4. Содержание СПО по специальности определяется образовательной программой, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно в соответствии с настоящим ФГОС СПО.

1.5. Область профессиональной деятельности, в которой выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: 02 Здравоохранение[1].

1.6. Обучение по образовательной программе в образовательной организации осуществляется в очной, очно-заочной формах обучения.

1.7. При реализации образовательной программы образовательная организация вправе применять электронное обучение, и дистанционные образовательные технологии.

При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение, дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

1.8. Реализация образовательной программы осуществляется образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.

1.9. Реализация образовательной программы осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом образовательной организации.

Реализация образовательной программы образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация образовательной программы на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации[2].

1.10. Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет:

на базе основного общего образования – 3 года 10 месяцев;

на базе среднего общего образования – 2 года 10 месяцев.

Срок получения образования по образовательной программе, предусматривающей получение в соответствии с пунктом 1.12 настоящего ФГОС СПО квалификации специалиста среднего звена «медицинский технолог», углубленного уровня освоения программы увеличивается на 1 год.

Срок получения образования по образовательной программе очно-заочной формы обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:

не более чем на 1,5 года при получении образования на базе основного общего образования;

не более чем на 1 год при получении образования на базе среднего общего образования.

При обучении по индивидуальному учебному плану срок получения образования по образовательной программе вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.

Конкретный срок получения образования и объем образовательной программы, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной форме обучения, по индивидуальному учебному плану определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

1.11. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой специальности.

1.12. Образовательная организация разрабатывает образовательную программу в соответствии с выбранной квалификацией специалиста среднего звена, указанной в Перечне специальностей среднего профессионального образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный № 30861) и с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. № 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный № 32461), от 18 ноября 2015 г. № 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
3 декабря 2015 г., регистрационный № 39955)и от 25 ноября 2016 г. № 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
12 декабря 2016 г., регистрационный № 44662):

Медицинский лабораторный техник, базовый уровень подготовки;

Медицинский технолог, углубленный уровень подготовки.

 

  1. II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

2.1. Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).

Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III настоящего ФГОС СПО, и должна составлять не более 70 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение.

Вариативная часть образовательной программы (не менее 30 процентов) дает возможность расширения основного(ых) вида(ов) деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу, согласно выбранной квалификации, указанной в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО
(далее – основные виды деятельности), углубления подготовки обучающегося, а также получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.

Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта, а также с учетом примерной основной образовательной программы (далее – ПООП).

2.2. Образовательная программа имеет следующую структуру:

общий гуманитарный и социально-экономический цикл;

математический и общий естественнонаучный цикл;

общепрофессиональный цикл;

профессиональный цикл;

государственная итоговая аттестация, которая завершается присвоением квалификации специалиста среднего звена, указанной в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО.

Таблица №1

Структура и объем образовательной программы

 

Структура образовательной программы Объем образовательной программы в академических часах
при получении квалификации специалиста среднего звена

«Медицинский лабораторный техник»,

базовый уровень подготовки

при получении квалификации специалиста среднего звена

«Медицинский технолог», углубленный уровень подготовки

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл не менее 468 не менее 504
Математический и общий естественнонаучный цикл не менее 144 не менее 180
Общепрофессиональный цикл не менее 612 не менее 648
Профессиональный цикл не менее 1728 не менее 2664
Государственная итоговая аттестация 216 216
Общий объем образовательной программы
на базе среднего общего образования 4464 5940
на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования 5940 7416

 

2.3. Перечень, содержание, объем, и порядок реализации дисциплин и модулей образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП по соответствующей специальности.

Для определения объема образовательной программы образовательной организацией может быть применена система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 32 — 36 академическим часам.

2.4. В общем гуманитарном и социально-экономическом, математическом и общем естественнонаучном, общепрофессиональном и профессиональном циклах (далее – учебные циклы) образовательной программы выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся.

На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы в очной форме обучения должно быть выделено не менее 70 процентов от объема учебных циклов образовательной программы, предусмотренного Таблицей №1 настоящего ФГОС СПО, в очно-заочной форме обучения – не менее 25 процентов.

В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения запланированных по отдельным дисциплинам, модулям и практикам результатов обучения.

2.5. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла образовательной программы должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «Основы философии», «История», «Психология общения», «Иностранный язык в профессиональной деятельности», «Физическая культура».

Общий объем дисциплины «Физическая культура» не может быть менее 160 академических часов. Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» с учетом состояния их здоровья.

2.6. При формировании образовательной программы образовательная организация должна предусматривать включение адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

2.7. Освоение общепрофессионального цикла образовательной программы в очной форме обучения должно предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в объеме 68 академических часов, из них на освоение основ военной службы (для юношей) – 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

Образовательной программой для подгрупп девушек может быть предусмотрено использование 70 процентов от общего объема времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», предусмотренного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

2.8. Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными настоящим ФГОС СПО.

В профессиональный цикл образовательной программы входят следующие виды практик: учебная практика и производственная практика.

Учебная и производственная практики проводятся при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовываются как в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практик, определяется образовательной организацией в объеме не менее 25 процентов от профессионального цикла образовательной программы.

2.9. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы (дипломная работа (дипломный проект). По усмотрению образовательной организации демонстрационный экзамен  включается в выпускную квалификационную работу или проводится в виде государственного экзамена.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы и (или) государственного экзамена образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП.

 

III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

3.1. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.

3.2. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее – ОК):

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

3.3. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению основных видов деятельности, предусмотренных настоящим ФГОС СПО, согласно выбранной квалификации специалиста среднего звена, указанных в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО.

Таблица №2

Соотнесение основных видов деятельности и квалификаций

специалиста среднего звена при формировании образовательной программы

 

Основные виды деятельности Наименование квалификации(й) специалиста среднего звена
базовый уровень подготовки
Проведение лабораторных общеклинических исследований Медицинский лабораторный техник
Проведение лабораторных гематологических исследований Медицинский лабораторный техник
Проведение лабораторных биохимических исследований Медицинский лабораторный техник
Проведение лабораторных микробиологических и иммунологических исследований Медицинский лабораторный техник
Проведение лабораторных гистологических исследований Медицинский лабораторный техник
Проведение лабораторных санитарно-гигиенических исследований Медицинский лабораторный техник
углубленный уровень подготовки
Проведение лабораторных общеклинических исследований. Медицинский технолог
Проведение лабораторных гематологических исследований Медицинский технолог
Проведение лабораторных биохимических исследований Медицинский технолог
Проведение лабораторных микробиологических и иммунологических исследований Медицинский технолог
Проведение лабораторных гистологических исследований Медицинский технолог
Проведение лабораторных санитарно-гигиенических исследований Медицинский технолог
Осуществление высокотехнологичных клинических лабораторных исследований Медицинский технолог
Управление качеством лабораторных исследований Медицинский технолог

 

3.4. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями (далее – ПК), соответствующими основным видам деятельности, указанным в Таблице 2 настоящего ФГОС СПО:

Медицинский лабораторный техник, базовый уровень подготовки

3.4.1 Проведение лабораторных общеклинических исследований биологических материалов.

ПК 1.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных общеклинических исследований.

ПК 1.2. Проводить лабораторные общеклинические исследования биологических материалов; участвовать в контроле качества.

ПК 1.3. Регистрировать результаты лабораторных общеклинических исследований.

ПК 1.4. Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

3.4.2. Проведение лабораторных гематологических исследований.

ПК 2.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных гематологических исследований.

ПК 2.2. Проводить забор капиллярной крови.

ПК 2.3. Проводить общий анализ крови и дополнительные гематологические исследования; участвовать в контроле качества.

ПК 2.4. Регистрировать полученные результаты.

ПК 2.5. Проводить утилизацию капиллярной и венозной крови, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

3.4.3. Проведение лабораторных биохимических исследований.

ПК 3.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных биохимических исследований.

ПК 3.2. Проводить лабораторные биохимические исследования биологических материалов; участвовать в контроле качества.

ПК 3.3. Регистрировать результаты лабораторных биохимических исследований.

ПК 3.4. Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

3.4.4. Проведение лабораторных микробиологических и иммунологических исследований.

ПК 4.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных микробиологических иммунологических исследований.

ПК 4.2. Проводить лабораторные микробиологические и иммунологические исследования биологических материалов, проб объектов внешней среды и пищевых продуктов; участвовать в контроле качества.

ПК 4.3. Регистрировать результаты проведенных исследований.

ПК 4.4. Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

3.4.5. Проведение лабораторных гистологических исследований.

ПК 5.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных гистологических исследований.

ПК 5.2. Готовить препараты для лабораторных гистологических исследований биологических материалов и оценивать их качество.

ПК 5.3. Регистрировать результаты гистологических исследований.

ПК 5.4. Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

ПК 5.5. Архивировать оставшийся после исследования материал.

3.4.6. Проведение лабораторных санитарно-гигиенических исследований.

ПК 6.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных санитарно-гигиенических исследований.

ПК 6.2. Проводить отбор проб объектов внешней среды и продуктов питания.

ПК 6.3. Проводить лабораторные санитарно-гигиенические исследования.

ПК 6.4. Регистрировать результаты санитарно-гигиенических исследований.

ПК 6.5. Проводить утилизацию отработанного материала, обработку использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

Медицинский технолог, углубленный уровень подготовки

3.4.1. Проведение лабораторных общеклинических исследований.

ПК 1.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных общеклинических исследований.

ПК 1.2. Проводить лабораторные общеклинические исследования биологических материалов; участвовать в контроле качества.

ПК 1.3. Регистрировать результаты общеклинических исследований.

ПК 1.4. Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

3.4.2. Проведение лабораторных гематологических исследований.

ПК 2.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных гематологических исследований.

ПК 2.2. Проводить забор капиллярной крови.

ПК 2.3. Проводить общий анализ крови и дополнительные гематологические исследования; участвовать в контроле качества.

ПК 2.4. Регистрировать результаты гематологических исследований.

ПК 2.5. Проводить утилизацию капиллярной и венозной крови, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

3.4.3. Проведение лабораторных биохимических исследований.

ПК 3.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных биохимических исследований.

ПК 3.2. Проводить лабораторные биохимические исследования биологических материалов; участвовать в контроле качества.

ПК 3.3. Регистрировать результаты биохимических исследований.

ПК 3.4. Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

3.4.4. Проведение лабораторных микробиологических и иммунологических исследований.

ПК 4.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных микробиологических и иммунологических исследований.

ПК 4.2. Проводить лабораторные микробиологические и иммунологические исследования биологических материалов, проб объектов внешней среды и пищевых продуктов; участвовать в контроле качества.

ПК 4.3. Регистрировать результаты микробиологических и иммунологических исследований.

ПК 4.4. Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

3.4.5. Проведение лабораторных гистологических исследований.

ПК 5.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных гистологических исследований.

ПК 5.2. Готовить препараты для лабораторных гистологических исследований биологических материалов и оценивать их качество.

ПК 5.3. Регистрировать результаты гистологических исследований.

ПК 5.4. Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

ПК 5.5. Архивировать оставшийся после исследования материал.

3.4.6. Проведение лабораторных санитарно-гигиенических исследований.

ПК 6.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных санитарно-гигиенических исследований.

ПК 6.2. Проводить отбор проб объектов внешней среды и продуктов питания.

ПК 6.3. Проводить лабораторные санитарно-гигиенические исследования.

ПК 6.4. Регистрировать результаты санитарно-гигиенических исследований.

ПК 6.5. Проводить утилизацию отработанного материала, обработку использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

3.4.7. Осуществление высокотехнологичных клинических лабораторных исследований.

ПК 7.1. Готовить рабочее место и аппаратуру для проведения клинических лабораторных исследований.

ПК 7.2. Осуществлять высокотехнологичные клинические лабораторные исследования биологических материалов.

ПК 7.3. Проводить контроль качества высокотехнологичных клинических лабораторных исследований.

ПК 7.4. Дифференцировать результаты проведенных исследований с позиции «норма — патология».

ПК 7.5. Регистрировать результаты проведенных исследований.

ПК 7.6. Проводить утилизацию биологического материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

3.4.8. Управление качеством лабораторных исследований.

ПК 8.1. Организовать работу младшего и среднего медперсонала в клинико-диагностической лаборатории (далее — КДЛ).

ПК 8.2. Вести учетно-отчетную документацию.

ПК 8.3. Участвовать в организации внутри- и межлабораторного контроля качества.

ПК 8.4. Осуществлять поиск и внедрение новых методов клинических лабораторных исследований.

3.5. Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы представлены в приложении №2 к настоящему ФГОС СПО.

3.6. Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам, модулям и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников). Совокупность запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех ОК и ПК в соответствии с получаемой квалификацией специалиста среднего звена, указанной в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО.

 

  1. IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

4.1. Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к
материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы.

4.2. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы.

4.2.1. Образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом, с учетом ПООП.

4.2.2. В случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы, требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и
учебно-методического обеспечения, предоставляемого образовательными организациями, участвующими в реализации образовательной программы с использованием сетевой формы.

4.2.3. В случае реализации образовательной программы на созданных образовательной организацией в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы.

4.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.

4.3.2. Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии).

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, допускается применение специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать ОК и ПК.

4.3.3. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

4.3.4. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине, модулю из расчета одно печатное издание и (или) электронное издание по каждой дисциплине, модулю на одного обучающегося.

В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ПООП.

В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25% обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке).

4.3.5. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами, адаптированными к ограничениям их здоровья.

4.3.6. Образовательная программа должна обеспечиваться
учебно-методической документацией по всем учебным предметам, дисциплинам, модулям.

4.3.7. Рекомендации по иному материально-техническому и
учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются ПООП.

4.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы.

4.4.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).

4.4.2. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).

Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.

Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО, в общем числе педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов.

4.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы.

4.5.1. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования по специальности с учетом корректирующих коэффициентов.

4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы.

4.6.1. Качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки на добровольной основе.

4.6.2. В целях совершенствования образовательной программы образовательная организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной программы привлекает работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательной организации.

4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться при проведении работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе зарубежными организациями, либо профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, профессионально-общественной аккредитации с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.

 

Приложение №1

к ФГОС СПО по специальности

31.02.03 Лабораторная диагностика

 

Перечень профессиональных стандартов, соответствующих

профессиональной деятельности выпускников образовательной программы

среднего профессионального образования по специальности

31.02.03 Лабораторная диагностика

 

Код профессионального стандарта Наименование профессионального стандарта
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

К ФГОС СПО по специальности

31.02.03 Лабораторная диагностика

 

Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы среднего профессионального образования

по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика

 

Основной вид деятельности Требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Медицинский лабораторный техник, базовый уровень подготовки
Проведение лабораторных общеклинических исследований биологических материалов знать:

задачи, структуру, оборудование, правила работы и технику безопасности в лаборатории клинических исследований;

основные методы и диагностическое значение исследований физических, химических показателей мочи;

морфологию клеточных и других элементов мочи;

основные методы и диагностическое значение исследований

физических, химических показателей кала;

форменные элементы кала, их выявление;

физико-химический состав содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки; изменения состава содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки при различных заболеваниях пищеварительной системы;

лабораторные показатели при исследовании мокроты (физические свойства, морфология форменных элементов) для диагностики заболеваний дыхательных путей;

морфологический состав, физико-химические свойства спинномозговой жидкости, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и другом;

морфологический состав, физико-химические свойства выпотных жидкостей, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и другом;

принципы и методы исследования отделяемого половыми органами;

методы микроскопического исследования кожи, волос, ногтей

уметь:

готовить биологический материал, реактивы, лабораторную посуду, оборудование;

проводить общий анализ мочи: определять ее физические и химические свойства, приготовить и исследовать под микроскопом осадок;

проводить количественное и функциональное исследование мочи;

проводить дополнительные химические исследования мочи (определение желчных пигментов, кетонов и прочее);

проводить количественную микроскопию осадка мочи;

работать на анализаторах мочи;

исследовать кал: определять его физические и химические свойства, готовить препараты для микроскопирования, проводить микроскопическое исследование;

определять физические и химические свойства дуоденального содержимого;

проводить микроскопическое исследование желчи;

исследовать спинномозговую жидкость: определять физические и химические свойства, подсчитывать количество форменных элементов;

исследовать экссудаты и транссудаты: определять физические и химические свойства, готовить препараты для микроскопического исследования;

исследовать мокроту: определять физические и химические свойства, готовить препараты для микроскопического и бактериоскопического исследования;

исследовать отделяемое женских половых органов: готовить препараты для микроскопического исследования, определять степени чистоты влагалищного содержимого;

исследовать эякулят: определять физические и химические свойства, готовить препараты для микроскопического исследования;

работать на спермоанализаторах;

проводить микроскопическое исследование кожи, волос, ногтей

иметь практический опыт в:

определении физических и химических свойств, микроскопического исследования биологических материалов (мочи, кала, дуоденального содержимого, спинномозговой жидкости, выпотных жидкостей, мокроты, отделяемого половыми органами, кожи, волос, ногтей);

Проведение лабораторных гематологических исследований знать:

задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в гематологической лаборатории;

схему кроветворения;

морфологию клеток крови в норме;

понятия «эритроцитоз» и «эритропения», «лейкоцитоз» и «лейкопения», «тромбоцитоз» и «тромбоцитопения»;

изменения показателей гемограммы при реактивных состояниях, при заболеваниях органов кроветворения (анемии, лейкозах, геморрагических диатезах и других заболеваниях);

морфологические особенности эритроцитов при различных анемиях;

морфологические особенности лейкоцитов при различных патологиях;

уметь:

производить забор капиллярной крови для лабораторного исследования;

готовить рабочее место для проведения общего анализа крови и дополнительных исследований;

проводить общий анализ крови и дополнительные исследования;

дезинфицировать отработанный биоматериал и лабораторную посуду;

работать на гематологических анализаторах;

иметь практический опыт в:

проведении общего анализа крови и дополнительных методов исследований ручными методами и на гематологических анализаторах;

Проведение лабораторных биохимических исследований знать:

задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в биохимической лаборатории;

особенности подготовки пациента к биохимическим лабораторным исследованиям;

основные методы и диагностическое значение биохимических исследований крови, мочи, ликвора и так далее;

основы гомеостаза, биохимические механизмы сохранения гомеостаза;

нормальную физиологию обмена белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального, кислотно-основного состояния; причины и виды патологии обменных процессов;

основные методы исследования обмена веществ, гормонального профиля, ферментов и другого;

уметь:

готовить материал к биохимическим исследованиям;

определять биохимические показатели крови, мочи, ликвора и так далее;

работать на биохимических анализаторах;

вести учетно-отчетную документацию;

принимать, регистрировать, отбирать клинический материал;

иметь практический опыт в:

определении показателей белкового, липидного, углеводного и минерального обменов, активности ферментов, белков острой фазы, показателей гемостаза;

Проведение лабораторных микробиологических и иммунологических исследований знать:

задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в микробиологической лаборатории;

общие характеристики микроорганизмов, имеющие значение для лабораторной диагностики;

требования к организации работы с микроорганизмами III — IV групп патогенности;

организацию делопроизводства;

задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в иммунологической лаборатории;

строение иммунной системы, виды иммунитета;

иммунокомпетентные клетки и их функции;

виды и характеристику антигенов;

классификацию, строение, функции иммуноглобулинов;

механизм иммунологических реакций;

уметь:

принимать, регистрировать, отбирать клинический материал, пробы объектов внешней среды и пищевых продуктов;

готовить исследуемый материал, питательные среды, реактивы и оборудование для проведения микроскопических, микробиологических и серологических исследований;

проводить микробиологические исследования клинического материала, проб объектов внешней среды и пищевых продуктов;

оценивать результат проведенных исследований;

вести учетно-отчетную документацию;

готовить материал для иммунологического исследования, осуществлять его хранение, транспортировку и регистрацию;

осуществлять подготовку реактивов, лабораторного оборудования и аппаратуры для исследования;

проводить иммунологическое исследование;

проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию, используемой в лаборатории посуды, инструментария, средств защиты рабочего места и аппаратуры;

проводить оценку результатов иммунологического исследования;

иметь практический опыт в:

применения техники бактериологических, вирусологических, микологических и иммунологических исследований;

Проведение лабораторных гистологических исследований знать:

задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в гистологической лаборатории;

правила взятия, обработки и архивирования материала для гистологического исследования;

критерии качества гистологических препаратов;

морфофункциональную характеристику органов и тканей;

уметь:

готовить материал, реактивы, лабораторную посуду и аппаратуру для гистологического исследования;

проводить гистологическую обработку тканей и готовить микропрепараты для исследований;

оценивать качество приготовленных гистологических препаратов;

архивировать оставшийся от исследования материал;

оформлять учетно-отчетную документацию;

проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию лабораторной посуды, инструментария, средств защиты;

иметь практический опыт в:

приготовлении гистологических препаратов;

Проведение лабораторных санитарно-гигиенических исследований знать:

механизмы функционирования природных экосистем;

задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в санитарно-гигиенических лабораториях;

нормативно-правовые аспекты санитарно-гигиенических исследований;

гигиенические условия проживания населения и мероприятия, обеспечивающие благоприятную среду обитания человека;

уметь:

осуществлять отбор, транспортировку и хранение проб объектов внешней среды и пищевых продуктов;

определять физические и химические свойства объектов внешней среды и пищевых продуктов;

вести учетно-отчетную документацию;

проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию лабораторной посуды, инструментария, средств защиты;

иметь практический опыт в:

осуществлении качественного и количественного анализа проб объектов внешней среды и пищевых продуктов;

Медицинский технолог, углубленный уровень подготовки
Проведение лабораторных общеклинических исследований знать:

задачи, структуру, оборудование, правила работы и технику безопасности в лаборатории клинических исследований;

основные методы и диагностическое значение исследований физических, химических показателей мочи;

морфологию клеточных и других элементов мочи;

основные методы и диагностическое значение исследований физических, химических показателей кала;

форменные элементы кала, их выявление;

физико-химический состав содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки; изменения состава содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки при различных заболеваниях пищеварительной системы;

лабораторные показатели при исследовании мокроты (физические свойства, морфология форменных элементов) для диагностики заболеваний дыхательных путей;

морфологический состав, физико-химические свойства спинномозговой жидкости, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и другом;

морфологический состав, физико-химические свойства выпотных жидкостей, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и другом;

принципы и методы исследования отделяемого половыми органами;

уметь:

готовить биологический материал, реактивы, лабораторную посуду, оборудование;

проводить общий анализ мочи: определять ее физические и химические свойства, приготовить и исследовать под микроскопом осадок;

проводить функциональные пробы;

проводить дополнительные химические исследования мочи (определение желчных пигментов, кетонов и прочее);

проводить количественную микроскопию осадка мочи;

работать на анализаторах мочи;

исследовать кал: определять его физические и химические свойства, готовить препараты для микроскопирования, проводить микроскопическое исследование;

определять физические и химические свойства дуоденального содержимого;

проводить микроскопическое исследование желчи;

исследовать спинномозговую жидкость: определять физические и химические свойства, подсчитывать количество форменных элементов;

исследовать экссудаты и транссудаты: определять физические и химические свойства, готовить препараты для микроскопического исследования;

исследовать мокроту: определять физические и химические свойства, готовить препараты для микроскопического и бактериоскопического исследования;

исследовать отделяемое женских половых органов: готовить препараты для микроскопического исследования, определять степени чистоты;

исследовать эякулят: определять физические и химические свойства, готовить препараты для микроскопического исследования;

работать на спермоанализаторах;

иметь практический опыт в:

определении физических и химических свойств, микроскопического исследования биологических материалов (мочи, кала, дуоденального содержимого, отделяемого половыми органами, мокроты, спинномозговой жидкости, выпотных жидкостей, кожи, волос, ногтей);

Проведение лабораторных гематологических исследований знать:

задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в гематологической лаборатории;

теорию кроветворения;

морфологию клеток крови в норме;

понятия «эритроцитоз» и «эритропения», «лейкоцитоз» и «лейкопения», «тромбоцитоз» и «тромбоцитопения»;

изменения показателей гемограммы при реактивных состояниях, при заболеваниях органов кроветворения (анемии, лейкозах, геморрагических диатезах и других заболеваниях);

морфологические особенности эритроцитов при различных анемиях;

морфологические особенности лейкоцитов при различных патологиях;

уметь:

производить забор капиллярной крови для лабораторного исследования;

готовить рабочее место для проведения общего анализа крови и дополнительных исследований;

проводить общий анализ крови и дополнительные исследования;

дезинфицировать отработанный биоматериал и лабораторную посуду;

работать на гематологических анализаторах;

иметь практический опыт в:

проведении общего анализа крови и дополнительных методов исследований ручными методами и на гематологических анализаторах;

Проведение лабораторных биохимических исследований знать:

задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в биохимической лаборатории;

особенности подготовки пациента к биохимическим лабораторным исследованиям;

основные методы и диагностическое значение биохимических исследований крови, мочи, ликвора и так далее;

основы гомеостаза, биохимические механизмы сохранения гомеостаза;

нормальную физиологию обмена белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального, кислотно-основного состояния; причины и виды патологии обменных процессов;

основные методы исследования обмена веществ, гормонального профиля, ферментов и другого;

уметь:

готовить материал к биохимическим исследованиям;

определять биохимические показатели крови, мочи, ликвора и так далее;

работать на биохимических анализаторах;

вести учетно-отчетную документацию;

принимать, регистрировать, отбирать клинический материал;;

иметь практический опыт в:

определении показателей белкового, липидного, углеводного и минерального обменов, активности ферментов, белков острой фазы, показателей гемостаза;

Проведение лабораторных микробиологи-ческих и иммунологи-ческих исследований знать:

задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в микробиологической лаборатории;

общие характеристики микроорганизмов, имеющие значение для лабораторной диагностики;

требования к организации работы с микроорганизмами III — IV групп патогенности;

организацию делопроизводства;

задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в иммунологической лаборатории;

строение иммунной системы, виды иммунитета;

иммунокомпетентные клетки и их функции;

виды и характеристику антигенов;

классификацию, строение, функции иммуноглобулинов;

механизм иммунологических реакций;

уметь:

принимать, регистрировать, отбирать клинический материал, пробы объектов внешней среды и пищевых продуктов;

готовить исследуемый материал, питательные среды, реактивы и оборудование для проведения микроскопических, микробиологических и серологических исследований;

проводить микробиологические исследования клинического материала, проб объектов внешней среды и пищевых продуктов;

оценивать результат проведенных исследований;

вести учетно-отчетную документацию;

готовить материал для иммунологического исследования, осуществлять его хранение, транспортировку и регистрацию;

осуществлять подготовку реактивов, лабораторного оборудования и аппаратуры для исследования;

проводить иммунологическое исследование;

проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию, используемой в лаборатории посуды, инструментария, средств защиты рабочего места и аппаратуры;

проводить оценку результатов иммунологического исследования;

иметь практический опыт в:

применения техники бактериологических, вирусологических, микологических и иммунологических исследований;

Проведение лабораторных гистологических исследований знать:

задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в гистологической лаборатории;

правила взятия, обработки и архивирования материала для гистологического исследования;

критерии качества гистологических препаратов;

морфофункциональную характеристику органов и тканей;

уметь:

готовить материал, реактивы, лабораторную посуду и аппаратуру для гистологического исследования;

проводить гистологическую обработку тканей и готовить микропрепараты для исследований;

оценивать качество приготовленных гистологических препаратов;

архивировать оставшийся от исследования материал;

оформлять учетно-отчетную документацию;

проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию лабораторной посуды, инструментария, средств защиты;

иметь практический опыт в:

приготовлении гистологических препаратов;

Проведение лабораторных санитарно-гигиенических исследований знать:

механизмы функционирования природных экосистем;

задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в санитарно-гигиенических лабораториях;

нормативно-правовые аспекты санитарно-гигиенических исследований;

гигиенические условия проживания населения и мероприятия, обеспечивающие благоприятную среду обитания человека;

уметь:

осуществлять отбор, транспортировку и хранение проб объектов внешней среды и пищевых продуктов;

определять физические и химические свойства объектов внешней среды и пищевых продуктов;

вести учетно-отчетную документацию;

проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию лабораторной посуды, инструментария, средств защиты;

иметь практический опыт в:

осуществлении качественного и количественного анализа проб объектов внешней среды и пищевых продуктов;

Проведение высокотехно-логичных клинических лабораторных исследований знать:

теоретические основы современных методов исследования, используемых в клинической химии (биохимии);

теоретические основы современных высокотехнологичных методов, используемых в лабораторной диагностике и аналитике;

классификацию приборов и оборудования в зависимости от степени автоматизации;

устройство современных полуавтоматических аналитических систем и автоанализаторов для различных видов лабораторных исследований;

принципы организации рабочего автоматизированного места в автоматизированных специализированных централизованных лабораториях;

лабораторные показатели патологии системы гемостаза;

систему гемостаза в норме и при патологии;

понятия: эффективный, неэффективный эритропоэз, мегакариопоэз, нейтропоэз;

изменения показателей миелограммы при реактивных состояниях и заболеваниях органов кроветворения;

причины и лабораторные признаки внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза;

особенности изменения гемограммы при заболеваниях органов кроветворения;

понятие миелоидной дисплазии;

основные принципы цитохимического анализа;

роль и место клинической иммунологии в современной диагностической медицине;

строение и функции иммунной системы;

основные иммунопатологические процессы;

принципы оценки клеточного и гуморального иммунитета, нарушений лимфо- и миелопоэза;

основные признаки пролиферации, дисплазии, метаплазии, фоновых процессов;

цитограммы опухолевых процессов;

цитограммы острых и хронических воспалительных заболеваний специфической и неспецифической природы;

предмет изучения, цели и задачи медицинской генетики;

методы медико-генетического консультирования;

основные методики современных генетических исследований, используемые в лабораторной диагностике;

уметь:

работать на современном лабораторном оборудовании;

определять гормоны, специфические белки, онкомаркеры, витамины в биологических средах с использованием современных методов;

проводить контроль качества клинико-биохимических исследований;

определять показатели, характеризующие состояние свертывающей и противосвертывающей систем крови, современными методами;

проводить контроль качества коагулологических исследований;

готовить препараты для различных исследований клеток крови костного мозга;

проводить цитохимический анализ клеток крови и костного мозга;

дифференцировать патологические клетки крови при подсчете лейкоцитарной формулы;

проводить контроль качества гематологических исследований;

проводить основные и дополнительные методы оценки состояния клеточного и гуморального иммунитета;

работать на современном медицинском и лабораторном оборудовании;

проводить контроль качества иммунологических исследований;

готовить препараты для цитологического исследования;

проводить основные методы цитологического скрининга воспалительных, предопухолевых и опухолевых процессов;

проводить контроль качества цитологических исследований;

готовить препараты для генетических исследований;

проводить основные скрининговые исследования для выявления наследственных заболеваний;

проводить контроль качества медико-генетических исследований;

иметь практический опыт в:

проведении высокотехнологичных биохимических исследований и определения показателей свертывающей и противосвертывающей систем крови;

проведении основных и дополнительных лабораторных исследований для дифференциальной диагностики заболеваний органов кроветворения;

современных методах постановки оценки иммунного статуса;

цитологического исследования биологических материалов;

выполнении основных биохимических, цитогенетических, иммуногенетических методов проведения скрининг-тестов наследственных заболеваний;

Управление качеством лабораторных исследований знать:

структуру управления и особенности лабораторной службы в системе здравоохранения Российской Федерации;

нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность лабораторной службы;

основные функции менеджмента и маркетинга и их использование в своей профессиональной деятельности;

систему проведения контроля качества лабораторных исследований;

виды контрольных материалов;

методы статистической оценки результатов проведения контроля качества;

правила выявления случайных и систематических ошибок;

цели проведения межлабораторного контроля качества;

уметь:

осуществлять маркетинг медицинских услуг, предоставляемых лабораторией;

проводить маркетинговые исследования по закупке оснащения и оборудования для лабораторий различного профиля;

применять на практике социально-психологические методы управления для улучшения морально-психологического климата в коллективе;

пользоваться контрольными материалами;

готовить некоторые виды контрольных материалов;

вести контрольную карту;

оценить воспроизводимость и правильность измерений;

иметь практический опыт в:

организации работы в клинических лабораториях различных типов (поликлиник, больниц, диагностических центров, центров санитарно-эпидемического надзора и так далее);

организации и проведении контроля качества лабораторных исследований в лабораториях различных типов (поликлиник, больниц, диагностических центров, центров гигиены и эпидемиологии и так далее)

 

 

[1]Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. № 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный № 34779).

[2]См. статью 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст.   72; № 14, ст. 2008, № 18, ст. 2625; № 27,ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364; № 51, ст. 7241; 2016, № 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; № 10, ст. 1320;№ 23, ст. 3289, ст. 3290; № 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292).